2. Шкалы и измерения в опросах

2.1 Введение в систему шкал

Измерение

 Измерение – описание свойств объектов при помощи присвоения им чисел или других символов в соответствии с заранее определенным правилом

— строгое, однозначное соответствие между числами и измеряемыми характеристиками

— правила присвоения чисел должны быть стандартизованы и применяться всегда единообразно

— правила не могут меняться с течением времени или от объекта к объекту

 

 Шкала измерений

 Шкала измерений – принятый порядок определения и обозначения всевозможных проявлений конкретного свойства

-определяет континуум, на котором располагаются измеряемые объекты

-задает правило измерения

 

Основные типы шкал

Номинальная  — цифры служат только в качестве «ярлыков» для обозначения и классификации объектов

— не непрерывная шкала

 

Порядковая
(ранговая)

 

— числа характеризуют порядок расположения объектов (ранг)

— но не величину разницы между ними

Интервальная  

— шкала равных интервалов

— допускает сравнение разницы между объектами

— начало отсчета произвольно, единица и шаг измерения четко определены

 

Метрическая
(пропорциональная, шкала отношений)

 

— однозначно задана нулевая точка
(0 = отсутствие измеряемого качества)- позволяет

— рассчитать отношения вида «в Х раз больше»

 

Основные типы шкал

Шкала Основные свойства Общие примеры Примеры из маркетинга и социологии Аналитические методы
дескриптивные статистика вывода
 

номинальная

 

Числа идентифицируют и классифицируют объекты

 

Номер паспорта, номер футболиста

 

Марка, тип магазина, пол, цвет, место работы, национальность, город, номер автомобиля, да/нет вопросы

 

Процент, мода

 

Хи-квадрат, биноминальный тест

 

порядковая

 

Числа описывают взаимоположение объектов  относительно друг друга, но не величину разницы между ними

 

Рейтинг, место в турнире

 

Рейтинг предпочтений, позиция на рынке, социальный класс, образование, позиция в топ-листе

 

Процентиль, медиана

 Ранговая корреляция, критерий Фридмана, критерий Уилкинсона
 

интервальная

 

Различия (дистанции) между объектами можно сравнить; пропорции недопустимы, т.к. нулевая точка произвольна

 

Температура (по Цельсию или Фаренгейту)

 

Отношения, мнения, потребительский индекс

 

Диапазон, среднее арифметическое, дисперсия,  стандартное отклонение

 Корреляционный анализ, t-тест, дисперсный анализ, регрессия, факторынй анализ
 

метрическая

 

Фиксированная нулевая точка, поэтому возможны сравнения пропорций

 

Длина, вес, рост, время, деньги

 

Возраст, доход, затраты, продажи, доля рынка

 

Среднее геометрическое, среднее гармоническое

 

Коэффициент вариации

Классификация шкал

Шкалы бывают оценочные и сравнительные.

Сравнительные шкалы делятся на:

  1. Парное сравнение
  2. Ранжирование
  3. Константная сумма
  4. Q-сортировка и другие

Оценочные шкалы делятся на непрерывные и дискретные.

Дискретные шкалы делятся на:

  1. Шкала Лайкерта
  2. Семантический дифференциал
  3. Шкала Стейпла

Сравнение методов шкалирования

Сравнительные шкалы

Оценочные
шкалы

 — прямое сравнение объектов

— интерпретация данных в терминах сравнения

— порядковые данные

 — объекты оцениваются независимо друг от друга

— интервальные или метрические данные

-характер исследования

-вариация в исследуемой
популяции

-статистические методы

К оглавлению