3.Опрос

3.1 Как задавать вопросы

Как задавать вопросы

— Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности

— Избегайте жаргона, сленга и аббревиатур

—  Избегайте «двуствольных» вопросов

— Избегайте влияния

— Избегайте подразумеваний

— Избегайте скрытых альтернатив

— Полагайтесь на фактическую информацию больше, чем на убеждения

— Избегайте обобщений и расчетов

 

«Не каждый вопрос заслуживает ответа»

Публилий Сир
Древний Рим,
I век до н. э.

 

Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности

 

Старайтесь точно определить предмет вопроса в терминах кто, что, когда, где, почему и как. Особенно важны кто, что, когда и где.

Пример:

— Какой маркой шампуня Вы пользуетесь?

Спросите вместо этого:

— Перечислите марки шампуня, которыми Вы лично пользовались у себя дома в течение последнего месяца.

Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности

Какой маркой шампуня Вы пользуетесь?

кто

Респондент

Не понятно, кто имеется ввиду – сам респондент, его семья, группа, к которой он принадлежит

(например, спортивная команда, сотрудники на стройке, врачи …)

что

Марка шампуня

Как должен респондент ответить на этот вопрос, если он пользуется несколькими шампунями?

когда

Не ясно

Временные рамки не указаны в вопросе: этим утром, на этой неделе, в течение года?…

где

Не ясно

Дома, в тренажерном зале, в отеле?…

Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности

  Пример:
Какая операционная система установлена на Вашем компьютере?
☐ Windows
☐ Mac OS

  Спросите вместо этого:
У Вас есть компьютер с Windows? (☐ да ☐ нет)
У Вас есть компьютер с Mac OS? (☐ да ☐ нет)

  Еще лучше:
Какая операционная система установлена на Вашем компьютере?
☐ у меня нет компьютера
☐ Windows
☐ Mac OS
☐ другая

 

  Пример:
Вы довольны своей текущей медицинской страховкой?
☐ да
☐ нет

  Спросите вместо этого:
Вы довольны своей текущей медицинской страховкой?
☐ да
☐ нет
☐ у меня нет медицинской страховки

  Еще лучше используйте ветвления:
1. У Вас в настоящее время есть полис медицинского страхования? (☐ да ☐ нет)
Если нет, то перейдите к вопросу номер 3.

2. Вы довольны своей текущей медицинской страховкой? (☐ да ☐ нет)

 

Избегайте неоднозначности, путаницы и неясности

Шкалы и варианты ответов тоже должны быть однозначными:

  • Пример:
    Как часто Вы закупаетесь в супермаркетах в течение обычного для Вас месяца?
    ☐ никогда
    ☐ редко
    ☐ иногда
    ☐ часто
    ☐ регулярно

 

  • Спросите вместо этого:
    Как часто Вы закупаетесь в супермаркетах в течение обычного для Вас месяца?
    ☐ меньше одного раза
    ☐ 1 – 2 раза
    ☐ 3 – 4 раза
    ☐ более 4 раз

 

Избегайте жаргона, сленга и аббревиатур

Используйте обычные повседневные слова и выражения

Пример:
Вы считаете дистрибуцию безалкогольных прохладительных напитков адекватной?

  • Спросите вместо этого:
    Укажите, насколько легко Вам найти место продажи прохладительных напитков, когда Вы хотите пить.

Пример:
Укажите уровень Вашей З/П

 

Избегайте «двуствольных» вопросов

Старайтесь не выяснять одним вопросом сразу несколько аспектов. Иногда лучше задать несколько вопросов вместо одного.

Пример:
Пожалуйста, оцените качество блюд и сервиса ресторана «Красная поляна»

Спросите вместо этого:

1.
Пожалуйста, оцените качество блюд

2. Пожалуйста, оцените качество обслуживания

 

Избегайте влияния

Если Вы хотите получить заранее определенный ответ — зачем спрашивать?

Пример:
Вы заботитесь об окружающей среде, используя тряпичные сумки вместо пластиковых пакетов?

Спросите вместо этого:
Вы используете тряпичные сумки, когда закупаетесь?

 

Избегайте подразумеваний

Ответ на вопрос не должен зависеть от предположений респондента о последствиях

  Пример:
Вы поддерживаете инициативу перехода на экологически чистые виды топлива для выработки электроэнергии?
 

  Спросите вместо этого:
Вы поддерживаете инициативу перехода на экологически чистые виды топлива для выработки электроэнергии, если это приведет к удорожанию тарифов на электричество?

 

Избегайте скрытых альтернатив

Скрытая альтернатива – это вариант ответа, не указанный явно.

Пример:
В свободное время Вы пойдете в кино?

Спросите вместо этого:
В свободное время Вы пойдете в кино или лучше останетесь дома?…

 

Полагайтесь на фактическую информацию больше, чем на убеждения

Убеждение – это лишь искаженное представление реальности.

Пример:
Вы считаете, что более образованные люди чаще носят одежду из меха?

Спросите вместо этого:
1. Каков уровень Вашего образования?
2. Вы носите одежду из меха?

 

Избегайте обобщений и расчётов

Не заставляйте респондента напрягать память и заниматься вычислениями.

  Пример:
Сколько Вы расходуете в год на продукты питания на члена семьи?

  Спросите вместо этого:
1. Укажите месячные (недельные) расходы Вашей семьи на продукты питания?
2. Сколько человек у Вас в семье?

В начало раздела